Коммуникация или общение - это взаимодействие
двух и более объектов, состоящее в обмене между собой
информацией, мыслями и эмоциями с помощью средств
вербальных (слов, символов, знаков) и невербальных
(мимики, жестов и т.п.) для достижения взаимопонимания и
взаимодействия.
Когда вы вступаете в коммуникацию
с другим человеком, вы получаете его реакцию и
реагируете сами собственными мыслями и чувствами. Ваше
текущее поведение формируется вашими внутренними
откликами на то, что вы видите и слышите. Только
благодаря тому, что вы обращаете внимание на другого
человека, у вас вообще возникает идея о том, что сказать
или сделать в следующий момент. Ваш партнер реагирует на
ваше поведение таким же образом.
Вы общаетесь с
помощью слов, с помощью оттенков своего голоса и с
помощью своего тела, поз, жестов и выражения лица. Вы не
можете не общаться. Какое-то сообщение передается, даже
если вы не говорите ничего и сохраняете молчание. Итак,
коммуникация включает в себя сообщения, которые
передаются от одного человека к другому. Как вы узнаете,
что сообщение, которое вы посылаете, является именно тем
сообщением, которое ваш партнер получил? Вероятно, у вас
был опыт, когда вы сделали кому-то нейтральное сообщение
и были удивлены тем значением, которое тот придал вашему
сообщению. Уверены ли вы в том, что смысл, который
получил ваш партнер, является именно тем смыслом,
который вы намеревались ему передать?
1.1.Компоненты
общения
Коммуникация - это значительно
больше, чем те слова, которые мы говорим. Они составляют
лишь малую часть того, что мы выражаем как человеческие
существа. Исследования показывают, что 55% воздействия
определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и
контакт глазами, 38% определяется тоном вашего голоса и
лишь 7% - содержанием того, о чем вы говорите [Арджайл:
1970].
Таблица 1. |
Компоненты общения |
|
Физиология |
55 |
невербальное |
Тон голоса |
38% |
|
Слова |
7% |
вербальное |
Если
слова (7%), т.е. вербальные компоненты общения, являются
содержанием сообщения, то позы, жесты, выражение лица и
тон голоса (93%), т.е. невербальные компоненты общения,
представляют собой контекст, в который помещаются
сообщения. А вместе они образуют смысл коммуникации.
Вы неосознанно воспринимаете невербальную часть
сообщения, даже если ваше сознание занято тем, что вы
очень внимательно слушаете все, что вам говорят. К
примеру, начальник говорит сотруднику: "Я СПОКОЙНО
отношусь к тому, что выполнение этого проекта занимает у
вас ТРИ месяца", но тело и тон голоса передадут большую
часть сообщения, хотя слова будут говорить о
противоположном. Сотрудник подсознательно воспримет эти
93 процента вашего сообщения, которые говорят "На самом
деле я совсем не спокойно к этому
отношусь".
1.2.Барьеры
коммуникации
Процесс коммуникации довольно
сложен, существуют различные модели коммуникации,
которые дают возможность изучать его, а также
использовать эти знании в практике.
Так, опираясь
на модели коммуникации, которые разрабатывались физиками
с целью достижения более высокого качества связи, мы
можем заключить следующее.
- Коммуникация состоит из
компонентов:
- отправитель (кто передает
сообщение)
- сообщение (что передается)
- канал коммуникации (средство
передачи сообщения)
- получатель (человек, который
получает сообщение)
- эффект (какое воздействие оказало
сообщение на получателя)
- обратная связь (ответное сообщение,
передаваемое получателем, который превращается в
отправителя)
- шум:
- помеха физического характера,
которая оказывает воздействие на передаваемое
сообщение
- функциональное и эмоциональное
состояние получателя, которое выступает в качество
внутренней помехи
- поле опыта (весь накопленный опыт
общения, который привносится отправителем и
получателем в актуальный процесс коммуникации)
- контекст (условия, в которых
протекает коммуникации)
Перед
отправлением сообщения отправитель его кодирует
помощью слов, символов или знаков; получатель сначала
воспринимает, декодирует полученное сообщение, а потом
интерпретирует его, то есть пытается понять, найти
смысл, значение принятого сообщения.
- Каждый из этих компонентов коммуникации
может стать барьером, препятствием, мешающим процессу,
снижающим эффективность, достоверность, точность
коммуникации.
- Рассматривая коммуникацию как деятельность,
можно сказать, что на нее влияют внешние и внутренние
факторы. Условно барьеры коммуникации можно разобрать
на внутренние и внешние.
- К внешним барьерам коммуникации относится
канал коммуникации и шум как помеха физического
характера, контекст.
- К внутренним барьерам коммуникации
относится отправитель; получатель; их поле опыта; шум
как функциональное и эмоциональное состояние; процесс
восприятия, кодирования, декодирования и интерпретации
сообщения, которые они осуществляют при передаче и
приеме информации с помощью познавательных
психологических процессов восприятия, внимания,
памяти, мышления; само сообщение и эффект, который оно
оказывает на получателя; а также обратную связь.
- Наибольшую сложность представляет сами
участника коммуникации, так как у каждого есть
дополнительные психологические барьеры:
- восприятие людей
- работоспособность органов чувств
- уровень развития познавательных
психологических процессов (внимания, памяти,
ощущения, восприятия, мышления), интеллекта в
целом
- эмоциональное состояние, чувства,
настроение; функциональное состояние всего
организма;
- структура ценностей и мотивов
- актуальные мотивы и потребности,
интересы
- знание этих компонентов и того, что
они влияют на качество коммуникации, могут помочь
установить контакт, баз искажений принять информацию
и понять контакт, без искажений принять информацию и
понять собеседника, а могут и вызвать конфликт, -
позволяет сделать вывод, что необходимо учитывать их
влияние. В связи с этим рассмотрим их подробнее,
каждый в отдельности с соответствующими
рекомендациями для преодоления тех или иных
барьеров.
|
|