Hosted by uCoz
10. Конфликтное и позитивное поведение  



В житейском обиходе, в отношениях на работе, в судостроительстве фигурирует понятие "обвинение". В рассуждениях о психотехнике общения, поэтому обвинение тоже должно знать одно из центральных мест. Оно чем-то связано с отрицательной оценкой, но и таит в себе что-то еще. Что же?

Отрицательная оценка предполагает и возможную невиновность человека. И не влечет за собой прямо сейчас серьезных "оргвыводов". У него плохо со вкусом, но за это не увольняют и не сажают. А вот обвинение предполагает наказание, то есть более быстрый "оргвывод". Оно как бы санкционирует наказание. Конечно, само по себе обвинение включает и отрицательную оценку, но не исчерпывается ею. Оно потому обвинение, что к отмеченной отрицательной черте добавляется собственно вина.

Отрицательная оценка и сама по себе конфликтогенна и чаще всего переходит в обвинение. Но что более конфликтогенно? Где более ярко выражена агрессивность человека: в отрицательных оценках или обвинениях? Вопрос риторический - обвинения, мы ждем наказания для партнера, "жаждем крови". Итак, обвиняя более конфликтогенны, чем отрицательные оценки.

Как следствие обвинений - психологическая защита в нескольких вариантах:

  1. отрицание вины в душе (только в душе)
  2. отрицание вины в слух, на людях
  3. поиск третьего лица (или обстоятельства), на которое можно переложить вину, но если оно не находиться, то…
  4. ответное обвинение по той же позиции
  5. ответное и более сильное обвинение по другой позиции.
Причинами обвинений на первый взгляд можно назвать то, что мы хотим вывести на чистую воду виновника отрицательных событий. Вызвать у него чувство вины. Но это выдаваемый на поверхность мотив. Может быть, он и в самом деле есть. Но есть и другой, часто более важный мотив, который камуфлируется первым. Я бы так не сделал, потому что я умнее, нравственнее, ответственнее и вообще лучше… Значит, главное - это самоутвердиться за счет другого.

Позитивным противовесом обвинению будет стремление оправдать партнера по общению в случае самообвинений или обвинений со стороны окружающих. Вы находите объяснения в обстоятельствах или в действиях других людей. Последнее целесообразно только в том случае, если вина доказана и серьезна, иначе это будет неоправданный Конфликтоген в их адрес.

Но более эффективным и позитивным посылом является наше самообвинение. Причины любого человеческого события - в действиях людей и обстоятельствах. Очень часто, если вы взаимодействовали с человеком, можно найти долю, пусть небольшую, и своей вины.

Таблица 10.
Конфликтное коммуникативное поведение Нейтральное коммуникативное поведение Позитивное коммуникативное поведение
Обязан, но не сделал Обязан и сделал Не обязан, а сделал
Должен, но не сделал Должен и сделал Не должен, а сделал
Должен по межличностному договору, но не сделал Должен по межличностному договору и сделал Не должен по межличностному договору, а сделал сверх договора
Обесценивание благодеяния при ожидании благодарности Пассивная благодарность Активное выражение благодарности, несмотря на то, что ее не ждут
Отрицательная оценка Отсутствие оценок или объединенная отрицательная оценка Положительная оценка в соответствии с желаемой пристройкой
Обвинение Объединение вины или отказ от обвинения Снятие вины с партнера, самообвинение
Юмор на партнера Юмор на себя и на партнера, отказ от юмора Юмор без адреса и юмор на себя
Категоричность, безапелляционность Не категоричность, но определенность Приглашение к обсуждению
Авторитарность Отказ от авторитарности Приглашение к совместному принятию решений
Знаки неприятия Нет знаков принятия и знаков неприятия Знаки приятия
Перебивание Не перебивать Дать себя перебить, активное слушание
Таинственность вместо гласности Отказ от таинственности Активная гласность
Тянуть одеяло внимания на себя Ни то ни се Фокусировать на партнере нужное ему внимание людей
Грубый отказ от нужного партнеру обещания Деликатный уход от общения, пассивное общение Щедро дарить свое общение
Отрицательное за глаза Ни то ни се Положительное за глаза


Оптимальные формы реагирования на конфликтное поведение.

  1. Выяснить причины конфликтного поведения партнера (с помощью мета-вопросов)
  2. Описать свое состояние
  3. Просьба снять конфликтное поведение
  4. Частичное оправдание партнера. ("Я понимаю, что у Вас…")
  5. Мирные инициативы. ("Я бы не хотел доводить до конфликта")
  6. Конструктивное предложение.("Давайте решим…")
  7. Показывать позитивное поведение