Hosted by uCoz
2. Системы представления информации.  



Мы внутренне представляем информацию с помощью образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Мы как бы представляем в своем уме то, что мы восприняли через пять чувств с внешней территории. Наши чувства - это наши каналы приема информации. Глядя в окно, я вижу, как с деревьев падают листья, и слышу, как вдали лает собака. В то время как мои мысли переходят от запаха обеда, пекущегося в духовке, к чувству голода в животе, вкус пастернака во рту дополняет чувство того, что наступила осень, и я говорю себе, что в этом году лето уже прошло.

Вы следили за ходом моего сенсорного опыта? Вы видели, как с деревьев падают листья? Вы ощутили вкус пастернака? Что бы мы ни воспринимали с внешней территории, мы представляем это внутренне с помощью сочетания всех наших чувств. Этот многоканальный сенсорный входной сигнал влияет на наш ход мыслей. Случалось ли с вами, что вы просыпались утром после яркого сна, который казался реальным? Многим людям снятся настолько яркие сны, что им трудно отличить, что было реально и что было частью сна. Это связано с тем, что мозг одним и тем же способом строит реальные и воображаемые переживания, с помощью одних и тех же химических реакций. Нашей реальностью является то, что мы представляем в своем уме по восприятиям внешнего мира.

Наши системы восприятия влияют на наше поведение, и со временем у нас появляются предпочтения в их использовании. Основные системы представления информации являются визуальная, аудиальная и кинестетическая. Обонятельная и вкусовая системы чаще используются как включатели для других систем. Запах пекущегося обеда включает ощущение голода.

2.1.Предпочитаемая система представления информации

Люди мыслят во всех трех основных системах представления информации, и большинство людей больше всего предпочитает одну из них. Предпочитаемой является самая развитая система, та, в которой можно делать самые тонкие отличия.

Оказывается, что знатоки, которые с легкостью и совершенством демонстрируют свое мастерство, умеют делать много тонких отличий в соответствующих системах представления информации. Например, у танцоров хорошо развиты ощущения, которые помогают направлять движения. У художников хорошо развита зрительная система, а у музыкантов сильная аудиальная система.

Во всех профессиях есть люди с разными сочетаниями этих систем. Аудиальным людям "нравится, как звучит" идея, визуальный человек "видит возможности", а у кинестетического могут быть "теплые чувства" к этой идее. То, что какие-то системы используются реже предпочитаемой, часто объясняет, почему человеку трудно овладеть определенными умениями. Тому, у кого недостаточно развита аудиальная система, не так легко научиться играть на пианино, как тому, у кого аудиальная система предпочитаемая.

У многих людей есть так называемая ведущая система, то есть система, используемая для доступа к прошлому опыту из памяти. Когда ведущая система доставила воспоминание в сознание, вахту принимает предпочитаемая система, которая воспроизводит тонкие отличительные признаки опыта. Например, если я спрошу вас, как прошло ваше недавнее собрание, вы можете сначала вызвать картинку людей на собрании, а потом настроиться на обсуждение. В этом примере, визуальная система была ведущей для предпочитаемой аудиальной системы.

У некоторых людей ведущая система кинестетическая. Она вызывает ощущения, хранящиеся в памяти, чтобы можно было воспроизвести зрительные образы или звуки из переживания. Некоторые вызывают воспоминание ведущей зрительной системой, и передают его кинестетической системе, чтобы воспроизвести тонкие отличительные признаки ощущений в этом переживании. У шеф-повара хорошо развито чувство обоняния и вкуса, с помощью которого он замечает тонкие отличия в приготовляемых блюдах.

Полезно замечать различия в мышлении людей, и уметь определять их по определенным сигналам поведения. Цель не в том, чтобы классифицировать людей как аудиальных, визуальных и кинестетических; это не особенно полезно - суть в том, чтобы замечать, как человек мыслит в данный момент времени. Для этого у нас более чем достаточно сигналов, которые можно получить из основанной на восприятиях речи, из движений глаз, сигналов из видов дыхания, из жестов, и из особенностей голоса.

2.2.Визуальная система

Люди с хорошо развитой визуальной системой мыслят образами. В их воспоминаниях больше зрительных деталей, чем ощущений и звуков, и они охотнее рассказывают, как выглядели люди и вещи, чем что было сказано и что они тогда чувствовали. Визуальные отличительные признаки у них богаче и подробнее, чем у аудиальных и кинестетических людей. Опыт, полученный в практике обучения НЛП, показывает, что около 35 процентов людей предпочитают визуальную систему представления информации.

2.3.Аудиальная система

Люди с предпочитаемой аудиальной системой умеют выделять болee тонкие отличия в звуках, чем в картинах или ощущениях. Часто они могут точно вспомнить слова, сказанные на собрании или презентации, но им может быть труднее вспомнить цвет комнаты, одежду выступающего, или свои чувства в то время. Они скорее запоминают характеристики голоса и фоновый шум. Аудиальные люди часто легко отвлекаются на окружающие звуки, так как их фильтры восприятия настроены больше на слушание, чем на наблюдение и ощущение. Опыт, полученный в практике обучения, показывает, что около 20 процентов людей предпочитают аудиальную систему.

2.4.Кинестетическая система

Когда люди мыслят кинестетически, они извлекают информацию об ощущениях. Они предпочитают "почувствовать" что-то, а не слушать о нем или смотреть на картину. Извлекая информацию о графике времени проекта, они больше склонны ориентироваться на "чувство" того, сколько есть времени, а не принимать решение, основанное на информации, прочитанной в плане проекта. Около 45 процентов людей используют кинестетическую систему как основную.

2.5.Лингвистические, нейрологические и поведенческие признаки сенсорных репрезентативных систем

Таблица 2.
Лингвистика сенсорных репрезентативных систем

Визуальный Аудиальный Кинестетический
Будущее слишком схематично Я вас внимательно слушаю Мы движемся на ощупь
Одна из точек зрения Он прислушался к моим советам Начать на пустом месте
Это совсем не ясно Звучит великолепно Я испытываю давление
Это приятное зрелище Он переменил тон Прикусить язык
Я раскрою вам свой план Это вызвало отклик
Сгладить проблемы
Без тени сомнения Я передам то, что вы сказали Мы будем поддерживать связь
Эта возможность была тщательно рассмотрена Он остался глух к моей просьбе Ухватить суть
Здесь я заметил один аспект Так сказать Вы уловили мысль?



Таблица 3.
Нейрологические признаки сенсорных репрезентативных систем

  Визуальная Аудиальная Кинестетическая
Глазодвигальные реакции Вверху: право - конструирование, лево - память По средней линии: право - конструирование, лево - память Вниз и вправо
Дыхание Быстрое и поверхностное - верхняя часть груди
Средней глубины, в области груди
Глубокое - ближе к животу
Движения Жесты направлены вверх Ритмическое покачивание ногой, голова может быть наклонена в сторону, как будто что-то слушает. Жесты как часть речи, на уровне пояса
Скорость процесса Самая быстрая Ритм метронома Самая медленная
Речь Быстрая, высота голоса больше Богатая - с широким диапазоном тона и звучностью
Медленная - глубже, с частыми паузами
Локализация
Вокруг глаз: мигание, прищуривание, нахмуренные брови
Движения и изменения вокруг рта, ушей, звуки "а" Изменения и движения от шеи и ниже


Таблица 4.
Поведенческие признаки сенсорных репрезентативных систем

Визуальные Аудиальные Кинестетические
Организован Разговаривает сам с собой Отвечает на физические вознаграждения
Опрятный и дисциплинированный Легко отвлекается Стоит близко, касается людей
Наблюдателен Шевелит губами, проговаривая слова при чтении Ориентирован физически
Спокойный (не шумный) Легко повторяет прочитанное Обилие движений
Ориентирован на внешний вид Более предпочитает счет и письмо Богатые физические реакции
Более осмотрительный Легко осваивает языки Раннее физическое развитие
Хороший рассказчик Говорит ритмически Обучается, делая
Запоминает картинки Обучается, слушая Запоминает, гуляя
С трудом запоми¬нает словесные инструкции Любит музыку При чтении водит пальцем
Меньше отвлекается на шум Может имитировать тон, высоту голоса Много жестикулирует
Помнит то, что видел Помнит то, что обсуждал Помнит общее впечатление
Испытывает за¬мешательство, читая слова, ко¬торых раньше не видел Самый разговорчи¬вый, любит дискус¬сии, рассказывает всю последователь¬ность Лаконичен, тактичен, использует активные слова, движения
При разговоре подбородок вверх, голос высокий Внимание к интонации голоса Подбородок вниз, голос ниже
В чтении силен, успешен, скор Хорошо читает но¬вые слова Любит книги, ориен¬тированные на сюжет
Живая образная фантазия Слышит звуки, го¬лоса Сильная интонация, слаб в деталях



2.6. Внутренний диалог

Разговор с самим собой - это еще один способ мышления. Люди, у которых больше всего развит этот тип мышления, часто кажутся отстраненными от разговора, потому что им нужен внутренний разговор с собой для принятия решений. На такой процесс принятия решений требуется очень много времени по сравнению с визуальной системой, в которой решения принимаются со скоростью мелькания сравнительных картинок в уме. Положение глаз, указывающее на внутренний диалог вниз-влево.

С внутренним диалогом связана так называемая "телефонная позиция" тела. Одна рука касается щеки, указательный палец направлен к уху, средний палец под носом, а большой палец под подбородком. Люди, которые мыслят в основном внутренним диалогом, обычно читают, повторяя написанное слово в своем диалоге. Это очень медленный и неэффективный способ чтения по сравнению с визуальной стратегией, которая переводит слова в картинки гораздо быстрее, чем вообще возможно при внутреннем диалоге. Но можно добавить дополнительные аспекты в произведение, которое читаешь, используя разные внутренние голоса для разных действующих лиц.