Мы внутренне представляем информацию с помощью
образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Мы как бы
представляем в своем уме то, что мы восприняли через
пять чувств с внешней территории. Наши чувства - это
наши каналы приема информации. Глядя в окно, я вижу, как
с деревьев падают листья, и слышу, как вдали лает
собака. В то время как мои мысли переходят от запаха
обеда, пекущегося в духовке, к чувству голода в животе,
вкус пастернака во рту дополняет чувство того, что
наступила осень, и я говорю себе, что в этом году лето
уже прошло.
Вы следили за ходом моего сенсорного
опыта? Вы видели, как с деревьев падают листья? Вы
ощутили вкус пастернака? Что бы мы ни воспринимали с
внешней территории, мы представляем это внутренне с
помощью сочетания всех наших чувств. Этот многоканальный
сенсорный входной сигнал влияет на наш ход мыслей.
Случалось ли с вами, что вы просыпались утром после
яркого сна, который казался реальным? Многим людям
снятся настолько яркие сны, что им трудно отличить, что
было реально и что было частью сна. Это связано с тем,
что мозг одним и тем же способом строит реальные и
воображаемые переживания, с помощью одних и тех же
химических реакций. Нашей реальностью является то, что
мы представляем в своем уме по восприятиям внешнего
мира.
Наши системы восприятия влияют на наше
поведение, и со временем у нас появляются предпочтения в
их использовании. Основные системы представления
информации являются визуальная, аудиальная и
кинестетическая. Обонятельная и вкусовая системы чаще
используются как включатели для других систем. Запах
пекущегося обеда включает ощущение
голода.
2.1.Предпочитаемая система
представления информации
Люди мыслят во всех
трех основных системах представления информации, и
большинство людей больше всего предпочитает одну из них.
Предпочитаемой является самая развитая система, та, в
которой можно делать самые тонкие
отличия.
Оказывается, что знатоки, которые с
легкостью и совершенством демонстрируют свое мастерство,
умеют делать много тонких отличий в соответствующих
системах представления информации. Например, у танцоров
хорошо развиты ощущения, которые помогают направлять
движения. У художников хорошо развита зрительная
система, а у музыкантов сильная аудиальная
система.
Во всех профессиях есть люди с разными
сочетаниями этих систем. Аудиальным людям "нравится, как
звучит" идея, визуальный человек "видит возможности", а
у кинестетического могут быть "теплые чувства" к этой
идее. То, что какие-то системы используются реже
предпочитаемой, часто объясняет, почему человеку трудно
овладеть определенными умениями. Тому, у кого
недостаточно развита аудиальная система, не так легко
научиться играть на пианино, как тому, у кого аудиальная
система предпочитаемая.
У многих людей есть так
называемая ведущая система, то есть система,
используемая для доступа к прошлому опыту из памяти.
Когда ведущая система доставила воспоминание в сознание,
вахту принимает предпочитаемая система, которая
воспроизводит тонкие отличительные признаки опыта.
Например, если я спрошу вас, как прошло ваше недавнее
собрание, вы можете сначала вызвать картинку людей на
собрании, а потом настроиться на обсуждение. В этом
примере, визуальная система была ведущей для
предпочитаемой аудиальной системы.
У некоторых
людей ведущая система кинестетическая. Она вызывает
ощущения, хранящиеся в памяти, чтобы можно было
воспроизвести зрительные образы или звуки из
переживания. Некоторые вызывают воспоминание ведущей
зрительной системой, и передают его кинестетической
системе, чтобы воспроизвести тонкие отличительные
признаки ощущений в этом переживании. У шеф-повара
хорошо развито чувство обоняния и вкуса, с помощью
которого он замечает тонкие отличия в приготовляемых
блюдах.
Полезно замечать различия в мышлении
людей, и уметь определять их по определенным сигналам
поведения. Цель не в том, чтобы классифицировать людей
как аудиальных, визуальных и кинестетических; это не
особенно полезно - суть в том, чтобы замечать, как
человек мыслит в данный момент времени. Для этого у нас
более чем достаточно сигналов, которые можно получить из
основанной на восприятиях речи, из движений глаз,
сигналов из видов дыхания, из жестов, и из особенностей
голоса.
2.2.Визуальная система
Люди
с хорошо развитой визуальной системой мыслят образами. В
их воспоминаниях больше зрительных деталей, чем ощущений
и звуков, и они охотнее рассказывают, как выглядели люди
и вещи, чем что было сказано и что они тогда
чувствовали. Визуальные отличительные признаки у них
богаче и подробнее, чем у аудиальных и кинестетических
людей. Опыт, полученный в практике обучения НЛП,
показывает, что около 35 процентов людей предпочитают
визуальную систему представления
информации.
2.3.Аудиальная
система
Люди с предпочитаемой аудиальной
системой умеют выделять болee тонкие отличия в звуках,
чем в картинах или ощущениях. Часто они могут точно
вспомнить слова, сказанные на собрании или презентации,
но им может быть труднее вспомнить цвет комнаты, одежду
выступающего, или свои чувства в то время. Они скорее
запоминают характеристики голоса и фоновый шум.
Аудиальные люди часто легко отвлекаются на окружающие
звуки, так как их фильтры восприятия настроены больше на
слушание, чем на наблюдение и ощущение. Опыт, полученный
в практике обучения, показывает, что около 20 процентов
людей предпочитают аудиальную
систему.
2.4.Кинестетическая
система
Когда люди мыслят кинестетически, они
извлекают информацию об ощущениях. Они предпочитают
"почувствовать" что-то, а не слушать о нем или смотреть
на картину. Извлекая информацию о графике времени
проекта, они больше склонны ориентироваться на "чувство"
того, сколько есть времени, а не принимать решение,
основанное на информации, прочитанной в плане проекта.
Около 45 процентов людей используют кинестетическую
систему как основную.
2.5.Лингвистические,
нейрологические и поведенческие признаки сенсорных
репрезентативных систем
Таблица 2. |
Лингвистика сенсорных репрезентативных
систем |
Визуальный |
Аудиальный |
Кинестетический |
Будущее слишком схематично |
Я вас внимательно слушаю |
Мы движемся на ощупь |
Одна из точек зрения |
Он прислушался к моим советам |
Начать на пустом месте |
Это совсем не ясно |
Звучит великолепно |
Я испытываю давление
|
Это приятное зрелище |
Он переменил тон |
Прикусить язык |
Я раскрою вам свой план |
Это вызвало отклик |
Сгладить проблемы |
Без тени сомнения |
Я передам то, что вы сказали |
Мы будем поддерживать связь |
Эта возможность была тщательно рассмотрена |
Он остался глух к моей просьбе |
Ухватить суть |
Здесь я заметил один аспект |
Так сказать |
Вы уловили мысль? |
Таблица 3. |
Нейрологические признаки сенсорных
репрезентативных
систем |
|
Визуальная |
Аудиальная |
Кинестетическая |
Глазодвигальные реакции |
Вверху: право - конструирование, лево -
память |
По средней линии: право - конструирование,
лево - память |
Вниз и вправо |
Дыхание |
Быстрое и поверхностное - верхняя часть
груди |
Средней глубины, в области груди |
Глубокое - ближе к животу |
Движения |
Жесты направлены вверх |
Ритмическое покачивание ногой, голова может
быть наклонена в сторону, как будто что-то
слушает. |
Жесты как часть речи, на уровне пояса |
Скорость процесса |
Самая быстрая |
Ритм метронома |
Самая медленная |
Речь |
Быстрая, высота голоса больше |
Богатая - с широким диапазоном тона и
звучностью
|
Медленная - глубже, с частыми паузами |
Локализация |
Вокруг глаз: мигание, прищуривание,
нахмуренные брови |
Движения и изменения вокруг рта, ушей, звуки
"а" |
Изменения и движения от шеи и
ниже |
Таблица
4. |
Поведенческие признаки сенсорных
репрезентативных систем |
Визуальные |
Аудиальные |
Кинестетические |
Организован |
Разговаривает сам с собой |
Отвечает на физические вознаграждения |
Опрятный и дисциплинированный |
Легко отвлекается |
Стоит близко, касается людей |
Наблюдателен |
Шевелит губами, проговаривая слова при
чтении |
Ориентирован физически |
Спокойный (не шумный) |
Легко повторяет прочитанное |
Обилие движений |
Ориентирован на внешний вид |
Более предпочитает счет и письмо |
Богатые физические реакции |
Более осмотрительный |
Легко осваивает языки |
Раннее физическое развитие |
Хороший рассказчик |
Говорит ритмически |
Обучается, делая |
Запоминает картинки |
Обучается, слушая |
Запоминает, гуляя |
С трудом запоми¬нает словесные инструкции |
Любит музыку |
При чтении водит пальцем |
Меньше отвлекается на шум |
Может имитировать тон, высоту голоса |
Много жестикулирует |
Помнит то, что видел |
Помнит то, что обсуждал |
Помнит общее впечатление |
Испытывает за¬мешательство, читая слова,
ко¬торых раньше не видел |
Самый разговорчи¬вый, любит дискус¬сии,
рассказывает всю последователь¬ность |
Лаконичен, тактичен, использует активные
слова, движения |
При разговоре подбородок вверх, голос
высокий |
Внимание к интонации голоса |
Подбородок вниз, голос ниже |
В чтении силен, успешен, скор |
Хорошо читает но¬вые слова |
Любит книги, ориен¬тированные на сюжет |
Живая образная фантазия |
Слышит звуки, го¬лоса |
Сильная интонация, слаб в
деталях |
2.6.
Внутренний диалог
Разговор с самим собой -
это еще один способ мышления. Люди, у которых больше
всего развит этот тип мышления, часто кажутся
отстраненными от разговора, потому что им нужен
внутренний разговор с собой для принятия решений. На
такой процесс принятия решений требуется очень много
времени по сравнению с визуальной системой, в которой
решения принимаются со скоростью мелькания сравнительных
картинок в уме. Положение глаз, указывающее на
внутренний диалог вниз-влево.
С внутренним
диалогом связана так называемая "телефонная позиция"
тела. Одна рука касается щеки, указательный палец
направлен к уху, средний палец под носом, а большой
палец под подбородком. Люди, которые мыслят в основном
внутренним диалогом, обычно читают, повторяя написанное
слово в своем диалоге. Это очень медленный и
неэффективный способ чтения по сравнению с визуальной
стратегией, которая переводит слова в картинки гораздо
быстрее, чем вообще возможно при внутреннем диалоге. Но
можно добавить дополнительные аспекты в произведение,
которое читаешь, используя разные внутренние голоса для
разных действующих лиц. |

