Согласно одному весьма распространенному мифу,
умение слушать - это навык, который, подобно навыку
дыхания, человек получает при рождении и затем
эксплуатирует всю жизнь. На этом этапе ваше умение
слушать оказывается более полезным, чем умение
красноречиво говорить и убеждать. Если вы умело задаете
вопросы, но не умеете слушать ответы, то цена этому
невелика. Необходимо научиться слышать свое
слушание.
К примеру, слушание продавца направлено
на то, чтобы понять потребности клиента и оценить его
готовность сделать покупку. Умение слушать непредвзято,
открыто; слушать, давая знать другому человеку, что он
услышан, - не менее важный навык, чем умение задавать
вопросы.
Во время слушания следует избегать
ловушек негативного, предвзятого, избирательного и
безразличного слушания.
Предвзятое слушание:
вы заранее знаете (или вам кажется, что знаете), что
хочет сказать человек. При этом вашу реакцию даже и
помимо вашей воли будет определять некоторое заранее
установленное (и нередко негативное) отношение к
сказанному.
Избирательное слушание: вы слышите
только то, что хотите услышать; все остальное как бы
отфильтровывается.
Отвлеченное слушание: вы не
проявляете эмоций, выглядите как человек, думающий о
чем-то другом.
5.1. Основные приемы активного
слушания
- Прием "Эхо".
Дословное повторение вами
основных положений, высказaнныx собеседником.
Повторению высказывания должны предшествовать вводные
фразы типа: "Насколько я Вас понял...", "Вы считаете,
что...".
- Прием "Резюме".
Воспроизведение сути
высказываний собеседника в сжатом и обобщенном виде.
При этом можно использовать такие вводные фразы, как:
"Итак, Вас интересует...", "Самыми важными критериями
выбора являются...".
- Прием "Логическое следствие".
Вы выводите
логическое следствие из высказываний собеседника.
Например, продавец говорит клиенту: "Если исходить из
того, что Вы сказали, Вас интересуют повышенные сроки
гарантии". При повторении слов собеседника желательно
проявить позитивную эмоциональность.
- Прием "Уточнение".
Вы просите уточнить
отдельные положения высказываний собеседника.
Например, вы говорите собеседнику: "Это очень
интересно; не могли бы Вы уточнить...".
- Невербальное сопровождение.
Активное
слушание включает также соответствующее невербальное
поведение: вы смотрите на собеседника, ваша поза
выражает внимание, вы готовы записывать и фиксировать
самые важные моменты беседы, вы киваете головой и
издаете звуки одобрения.
- Эмоциональное повторение
услышанного.
Краткое повторение услышанного,
желательно с ключевыми словами и оборотами
собеседника. Иногда уместно выразить энтузиазм.
Заключительный вопрос: "Правильно ли я Вас понял?" или
"Не так ли?" От этой формулы вы получаете тройную
выгоду: а) собеседник счастлив, что правильно услышан;
б) вы лучше запомнили сказанное собеседником; в) на
вопрос "Правильно ли я понял?" собеседник, весьма
вероятно, скажет "да". 5.2. Поведение при
активном слушании
То, как мы слушаем
говорящего и реагируем на его сообщение, оказывает
влияние на реакции других людей и их восприятие нашей
реакции, будут ли они настроены продолжать разговор или
почувствуют наше отторжение, или станут испытывать
напряженность, или расслабленность и т.д.
Это
означает, что от сформировавшихся навыков слушающего
поведения зависит характер дальнейшего взаимодействия с
собеседником.
Правильное поведение при активном
слушании может быть представлено в виде следующих
реакций на слова говорящего:
- Сопереживание. Эта реакция свидетельствует о том,
что вы уловили суть сообщения, и указывает на
отсутствие с вашей стороны осуждения. Она способствует
установлению взаимопонимания с партнерами, так
необходимого в общении. Например: "Я понимаю, что вам
нелегко на это решиться"; "Мне понятны и знакомы ваши
переживания, поскольку несколько дней назад я оказался
в аналогичной ситуации".
- Вопрос в виде просьбы о получении дополнительной
информации, чтобы лучше понять обсуждаемые
обстоятельства.
5.3. Рекомендации по
совершенствованию качества восприятия
- Старайтесь избегать осуждения и критических
оценок. Такой тип слушания обычно воспринимается
собеседником как преследование, раздражает его и
побуждает прекратить разговор.
- Сопереживая говорящему, прислушивайтесь к тому,
что стоит за конкретными высказываниями. Это поможет
создать особые, доверительные взаимоотношения.
Слушать, сопереживая, - не значит соглашаться с
партнером, нужно лишь проявить участие ко всему тому,
что он испытывает. Понять собеседника - еще не значит
с ним согласиться.
- Правильно выбирайте момент для задавания вопросов.
Используя слушание-сопереживание, уточняющие вопросы
желательно задавать после понижения эмоционального
уровня говорящего, когда у него появится потребность
послушать и вас.
- Старайтесь воздержаться от желания решить проблему
за говорящего. Важно предоставить партнеру возможность
самому найти решение своей проблемы, уйти от
назидательной роли "спасителя".
- Старайтесь найти в услышанном что-то полезное и
интересное для себя. В любой речи можно услышать то,
что расширит ваш кругозор. Научившись профессионально
слушать, можно извлечь пользу даже из плохой
речи.
- Стимулируйте говорящего своим вниманием и
выражением искреннего интереса. Постарайтесь
демонстрировать свой интерес путем вставок типа
"Да-да", "Это интересно", "А что быль потом?" и
т.п.
- Сосредоточьте свое внимание на основных идеях
говорящего. Постарайтесь распознать стандартные приемы
построения речи:
- вступление к основной теме
- мостики" от одного предмета
обсуждения к другому по ходу развития темы
- примеры и словесные иллюстрации
- заключения, резюме
- призыв к действию и
Т.П.
Крайне важно научиться отделять
главные идеи говорящего от второстепенных, факты - от
принципов, идеи - от примеров, доказательства - от
домыслов.
- Старайтесь не отвлекаться на внешние
обстоятельства. Это могут быть посторонние звуки:
звонок телефона, хлопанье дверью, сигналы автомобилей,
разговор шепотом находящихся рядом людей и т.п. Крайне
важно в этой ситуации сконцентрировать внимание на
том, что говорит партнер.
- Не позволяйте влиять на вас с помощью
эмоциональных слов и выражений. Другими словами,
научитесь распознавать высказывания-уловки, уводящие
вас до той степени, когда вы перестаете слушать и
начинаете мысленно готовить свои возражения.
- Мысленно резюмируйте сказанное партнером. Решайте
для себя, насколько говорящему удалось обосновать свои
суждения и насколько вы их разделяете. Составляйте
мысленные резюме по каждой теме, сравнивайте их и
противопоставляйте, оценивайте доводы
говорящего.
- Научитесь понимать больше, чем сказано, это
поможет овладеть умением "читать между строк" и
находить скрытое значение сказанного. Взгляд, поза,
жесты - все это сообщает окружающим об истинном, а не
демонстрируемом психологическом состоянии
говорящего.
- Оценивайте содержание сообщения, а не поведение
говорящего. Восприятие содержания сообщения гораздо
важнее, чем оценка внешности говорящего, поэтому не
позволяйте себе отвлекаться на манеру речи, внешний
вид партнера и т.д.
- Создайте своим невербальным поведением атмосферу
сопереживания. Внимание, чуткость к словам говорящего
формируют у него чувство значимости, что улучшает
взаимопонимание. Отражайте чувства и переживания
собеседника. Для этого необходимо стать своего рода
"зеркалом" И адресно oтpaжать характер чувств и
переживаний партнера.
- Не следует использовать так называемые
"успокаивающие" фразы типа "Все не так уж и плохо";
"Не стоит так сильно переживать, все вернется к
лучшему"; "Это все мелочи, не следует все принимать
так близко к сердцу"; "Не надо делать из мухи слона".
К таким и подобным фразам говорящий будет относиться
без особого доверия, поскольку они преуменьшают его
чувства.
- Используйте различные способы показать, что вы
внимательно слушаете.
Это могут быть:
- побуждающие высказывания типа "Да,
верно", "Это очень интересно" и т.п.
- невербальные системы побуждения:
кивок головой, одобрительное выражение лица,
зрительный контакт, естественная жестикуляция,
непринужденное прикосновение и т.п.
- специальные побудительные фразы типа
"Интересно, а что было потом?", "Расскажите
поподробнее, меня это очень интересует" и
т.п.
|

